Европейские страны постепенно делятся на тех, кто категорически отказывается от принятия предложенного Путиным варианта расчетов за газ, и тех, кто закрывает глаза на то, что их компании открывают счета в «Газпромбанке» и формально принимают предложенные правила.
Нужно понимать, что к реальному переходу к заявленным расчетам за рубли это не имеет ни малейшего отношения. В международной торговле есть три базовых системы расчетов. Первая — действующая, когда расчеты номинированы в мировой (доллар) или региональной (в нашем случае евро) валюте. Это наиболее удобный способ, так как продав в Америку ракетный двигатель, а в Европу газ, вы можете купить прокладки и гвозди в Китае (примерно так и была организована внешняя торговля в России до 24 февраля).
Второй способ — торговля в национальных валютах. Грубо говоря, торговля в нацвалютах всегда выглядит примерно одинаково: страны, которые договариваются о такой торговле, выдают друг другу кредиты в нацвалютах и тратят их на покупку друг у друга необходимых товаров. По мере исчерпания сумм следует новый обмен траншами. Громоздко и точно не совсем нормально, но иначе возникает риск торгового дисбаланса. В этом случае, чтобы купить китайский топор по причине отсутствия предложения на отечественном рынке, вы должны продать десять литров газа тому же самому Китаю. Или если топор сегодня вам не нужен, а нужен подшипник в ступицу вашего автомобиля, то его. Но все равно в Китае. Понятно, в чем неудобство этого способа расчетов: сужается выбор. Вы можете купить на рынке только тот товар, который номинирован в юанях. Зато любой.