pbs990 (pbs990) wrote,
pbs990
pbs990

Category:

Рогозинский космос. «Роскосмос» отдаст всё за самую бесполезную ракету России

00:02, 3 июля 2018

Полетали и хватит

«Роскосмос» отдаст все за самую бесполезную ракету России


Фото: geo.bsu.by

Прошло больше месяца с тех пор, как бывший вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин занял должность генерального директора «Роскосмоса». За это время чиновник успел сделать ряд заявлений и кадровых назначений, которые недвусмысленно очерчивают будущее, готовящееся для российской космической отрасли. «Лента.ру» рассказывает о новых планах госкорпорации.

«Эксперименты с автономностью»

«Когда появится администрация российского сегмента МКС, тогда будет проще определять приоритетность научных экспериментов, но в целом мы откажемся от всех экспериментов, которые разрабатывались по десять лет и давно уже потеряли всякую актуальность. Основные эксперименты будут связаны с автономностью работы российского сегмента МКС, с его большей независимостью от подпитки с Земли», — заявил Рогозин, добавив, что в случае успеха эксперимента «это будет залогом того, что МКС действительно выступит в качестве неотъемлемой ступеньки для перехода к операциям в дальнем космосе».

Поскольку в заявлении нового главы госкорпорации не было конкретики, российские эксперты в области космической политики интерпретировали сказанное по-разному. Иван Моисеев полагает, что слова Рогозина следует понимать как «просто линию на экономию», а вслед за сокращением российского экипажа МКС (с трех до двух) может последовать сокращение запусков грузовиков «Прогресс». Павел Лузин предположил, что, «говоря об автономности работы российского сегмента МКС», Рогозин имел в виду обеспечение независимости российского сегмента станции от американского, которое будет «как есть» — то есть без запуска дополнительных модулей.

Материалы по теме: «Роскосмос» умирает. Нужны новые миллиарды и другие жертвы

Фактически заявление Рогозина напоминает очередную неудачную попытку оправдаться за стремительно теряемую российскую пилотируемую космонавтику, а разговоры об отсутствии у России денег на МКС после того, как НАСА прекратило покупать у «Роскосмоса» места на «Союзах», по всей видимости, начинают переходить в практическую плоскость. Связано это с тем, что США уже в конце 2018-го — начале 2019-го проведут первые запуски собственных пилотируемых кораблей SpaceX Crew Dragon и Boeing Starliner. Даже если сроки запусков Crew Dragon и Starliner и сдвинутся, то незначительно, всего на несколько месяцев. Корабли практически готовы, а переносы запусков связаны с высокими требованиями НАСА, согласно которым Crew Dragon и Starliner должны быть в три раза безопаснее Space Shuttle.

С 2011 года, после закрытия программы Space Shuttle, людей на МКС доставляли исключительно «Союзы». В период с 2011-го по 2018-й стоимость кресла для астронавтов на российских кораблях выросла с 22 до 81 миллиона долларов. В условиях отсутствия американского финансирования «Роскосмос» должен полагаться исключительно на бюджетное финансирование пилотируемой космонавтики, которого надолго не хватит, искать новых партнеров либо объяснять россиянам, почему полеты роботов и «светлое будущее завтра» якобы важнее российских космонавтов на орбите сегодня.

В текущей ситуации госкорпорация лихорадочно ищет тех, кто стал бы вместо американцев покупать места на «Союзах». Желающие есть, но их немного. В июне 2018-го между «Роскосмосом» и Космическим центром Мохаммеда бин Рашида подписано предварительное соглашение о подготовке астронавта ОАЭ и его дублера для полета на МКС в апреле 2019-го. Абу-Даби планирует к концу 2018-го сформировать отряд из четырех основных и двух запасных астронавтов, подготовкой которых займутся россияне. Вслед за ОАЭ место на «Союзе» планирует купить гражданин Бахрейна. Соответствующие переговоры проведены еще в марте 2018-го. Не исключено, что полет пройдет в рамках космического туризма.
«Новые замечания»

Отправка в космос арабских астронавтов отлично вписывается в ситуацию с «Наукой», которой в «Роскосмосе» нет в прямом и переносном смыслах. Еще в 2016-м в госкорпорации предупредили о сокращении числа космонавтов на МКС с трех до двух, пока не будет запущен многофункциональный лабораторный модуль «Наука». По этой причине с весны 2017-го третьим на «Союзах» вместо космонавта летает 70-килограммовый грузовой контейнер.
Материалы по теме

Материалы по теме: «Теперь мы летаем, чтобы осваивать»

В перспективе после прекращения работы МКС блок должен стать основой российской национальной орбитальной станции. В реальности пуск «Науки», строящейся с 1995-го, откладывается с 2007-го. Причина очевидна — ни один чиновник от космической отрасли не хочет брать на себя ответственность за лабораторный модуль, безопасность которого для использования в составе МКС вызывает слишком много вопросов.

Оказание транспортных услуг арабским партнерам и «эксперименты по автономности МКС» позволят «Роскосмосу» оттянуть время. Уже сейчас риторика Рогозина в отношении США кардинально поменялась, а чиновники «Роскосмоса» и НАСА общаются друг с другом подчеркнуто любезно. В настоящее время это выгодно обеим сторонам, однако уже через год перевес будет на американской стороне.

По словам нового руководителя пресс-службы «Роскосмоса» Владимира Устименко, касательно «Науки» в настоящее время ведутся регламентные работы, решение о завершении которых должен принять Совет главных конструкторов, возглавляемый генеральным конструктором по пилотируемым комплексам госкорпорации Евгением Микриным. «Планируется, что это произойдет в ноябре этого года, если в ходе работы не будет выявлено новых замечаний», — сказал Устименко. Стоит отметить, что в случае возникновения неисправностей с уже запущенной «Наукой» виноватыми окажутся именно те, кто подписал решение о ее готовности к старту.

«На элементах сверхтяжелой ракеты»

Большие сомнения вызывают перспективы российских космических ракет и кораблей. Рогозин, поддерживая сворачивание производства тяжелых носителей «Протон-М» на московской площадке «Центра Хруничева» и окончательную локализацию сборки носителей семейства «Ангара» на «Полете» (омском филиале «Центра Хруничева»), анонсировал планы по серийному выпуску не только легкой и тяжелой версий «Ангары», но и средней. Еще раньше глава госкорпорации заявил, что пилотируемый полет космонавтов к Луне до создания нового космического аппарата возможен на модернизированной версии корабля «Союз», а исполнительный директор по пилотируемым космическим программам «Роскосмоса» Сергей Крикалев сказал, что разрабатываемая пилотируемая версия «Федерации» будет запускаться «либо на ракете "Ангара", либо на элементах сверхтяжелой ракеты».


Первый и единственный пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5»
Фото: РИА Новости

Реализация подобных решений (если до этого вообще дойдет) не только потребует многомиллиардных бюджетных вливаний, но и отбросит российскую космическую отрасль на несколько лет назад. «Ангара-А3», которая, в отличие от «Ангары-1.2» и «Ангары-А5», ни разу не запускалась, будет напрямую конкурировать не только с «Союзом-5», но и с действующими носителями среднего класса «Союз», а экономия бюджетных средств была одним из мотивов отказа от запуска «Федерации» на «Ангаре-А5» в пользу «Союза-5». Для справки: в настоящее время стоимость пуска «Ангары-А5» оценивается в 100 миллионов долларов, тогда как старт «Союза-5» — всего лишь в 30 миллионов.

Полный текст: https://lenta.ru/articles/2018/07/03/roscosmos/

Tags: Были Новой России, МЕРЗОСТИ бытия, Русскiй КОСМОСЪ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments