pbs990 (pbs990) wrote,
pbs990
pbs990

Categories:

Газовые войны

Оригинал взят у: el_murid в Газовые войны

Газовые войны

20-ноя-2019 10:51 am • Запись входит в топ 1000 рейтинга

Объявлено о заполнении техническим газом двух труб Турецкого потока. Речь идет о морском участке и примыкающей наземной инфраструктуре. С 1 января газ может быть подан на турецкий рынок. С транзитом в Европу пока вопрос не решен, так как Болгария должна построить перемычку между существующей транспортной системой и турецкой территорией. Кроме того, потребуется изменение логистических решений, и по оценке самой болгарской стороны, ее зона ответственности будет готова примерно к середине следующего года. Так что вопрос с европейским транзитом будет решаться только после того, как будут решены задачи на территории Болгарии.

Пока можно сказать, что имеющиеся мощности даже той трубы, которая идет на внутренний турецкий рынок, избыточны - Турция будет потреблять существенно меньше газа, чем может дать труба. Во-первых, турки ускоренно замещают поставки по трубе сжиженным газом, а во-вторых, с 30 ноября начнет работать магистраль ТАНАП, по которой Турция станет получать 6 мдрд кубометров газа ежегодно.

Турки при этом довольно грамотно развели по направлениям два конкурирующих проекта на своей территории: ТАНАП сейчас ориентирован на поставки газа в сторону Трансадриатического газопровода через Грецию в Италию, Турецкий поток турки направили через Болгарию в Словакию и далее - в центральную Европу. Попытки Газпрома "продавить" решение с четырьмя трубами, которое неизбежно создавало бы проблемы ТАНАП, турки успешно отбили, хотя для этого им пришлось пойти на прямой вооруженный конфликт в 2015 году. Кремль был вынужден сдавать назад, в противном случае риск потерять вообще весь южный маршрут становился уже неприемлемым.

На проблеме украинского транзита пуск южного направления скажется не сильно, даже когда оно заработает на полную мощность (кстати, как именно будет выглядеть эта "полная мощность", сейчас не скажет никто). Фактически в 20 году Газпром с помощью Турецкого потока сможет заместить часть поставок по Трансбалканскому коридору, по которому идет 10 миллиардов кубометров. Это примерно 13-15 процентов объема украинского транзита. Основная борьба идет за оставшиеся 85 процентов.

Вчера же немцы на вполне официальном уровне заявили, что Путин дал личные гарантии Меркель о том, что украинский транзит будет сохранен. Заявление пришлось делать после того, как Газпром в очередной раз выдвинул неприемлемые условия для заключения договора с Украиной. Немцы настаивают не на временном решении, которое вытекает из предложения Газпрома, а о гарантированных поставках и объемах на длительный срок, закрепленных в договорном порядке и имеющих обязывающий характер.

Интерес Германии известен - она меняет свой внутренний энергобаланс, делая упор на возобновляемые источники и природный газ. Поэтому ей требуется не только увеличение объемов импорта газа, но и создание резервных мощностей, по которым газ может пойти дополнительно. Именно с этим связано упорное давление на Газпром, где Германия жестко ограничивает прокачку газа по системе Северного потока-1 и будущего Северного потока-2. Именно здесь немцы хотят создать тот резерв, который может быть включен по мере необходимости. Этот резерв - своего рода гарантия Германии от шантажа США, которые намерены поставлять свой СПГ и, конечно, заинтересованы в уменьшении доли всех конкурентов (в первую очередь Газпрома) на европейском рынке. Система сложных балансов, которые выстраивают немцы, имеет конечной целью существенное насыщение и даже перенасыщение предложения газа с тем, чтобы ожесточенная конкурентная борьба вели к снижению цен на энергоносители, а также исключить возможные картельные сговоры за их счет.

В этих балансах все маршруты поставок - и "старые", и "новые" имеют для Германии большое значение. Уже поэтому попытки Кремля уйти от украинского маршрута будут пресекаться немцами жестко и решительно. Аналитики Газпрома и Кремля, которые оценивали реакцию и возможные действия Германии и Европы в целом в ответ на попытку строительства обходных маршрутов вокруг Украины, либо совершили просчет, либо намеренно обманули российское руководство. Либо - что не менее вероятно - российское руководство в силу своей интеллектуальной убогости и некомпетентности не сумело оценить всю картину и приняло стратегическое решение, которое обошлось более чем в сто миллиардов долларов только на строительство обходных маршрутов, плюс издержки на ведение двух затяжных войн, которые уже вплотную приблизились к сумме затрат на обходное строительство.

Однако не только кретинизм российской правящей верхушки является проблемой. В конце концов, наши западные "партнеры" тоже через одного выглядят весьма экстравагантно в плане умственного развития - взять того же Трампа. Но характер российской экономики, критически зависимой от экспорта углеводородов, оставляет слишком мало места для маневров - убогий российский империализм поставлен в неприемлемые условия, где его интересами можно довольно легко манипулировать и управлять. А вот эта проблема носит гораздо более объективный и системный характер. И если кретинов теоретически можно убрать, и на их место поставить умных людей, то обескровленную за последние 30 лет экономику щелчком пальцев не вернешь в нормальное состояние. Это задача гораздо сложнее, чем снос правящей клептократии.

Tags: МНЕНИЕ, ОБЩЕСТВО и ПОЛИТИКА, ПЛАН Путина, ТУРЦИЯ, ЭКОНОМИКА и ФИНАНСЫ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments